Audi 50: Неожиданный гений, который заложил основу для Volkswagen

46

Иногда судьба преподносит сюрпризы, сводя людей и идеи в нужное время и месте. Так случилось и с Audi 50 – автомобилем, который не только продемонстрировал смекалку инженеров, но и задал вектор развития Volkswagen на долгие годы вперед.

Рождение маленькой легенды

1974 год. Мировые цены на нефть взлетели до небес, заставляя автопроизводителей искать решения для экономичных и компактных автомобилей. Audi, тогда еще не столь могущественная марка, как сегодня, предприняла смелый шаг – разработать свой первый малолитражный автомобиль за рекордные 21 месяц. Модель 50 стала ответом на вызовы времени, дополняя линейку, где уже блистали Audi 80 и Audi 100.

За кулисами этой истории скрывалась команда под руководством Людвига Крауса, технического директора Audi NSU Auto Union AG. Они стремились преемственность легендарной серии NSU Prinz 4, которая пользовалась огромной популярностью в Италии. В то же время, в соседнем Вольфсбурге Volkswagen трудился над Golf – будущим хитом, который должен был заменить культовый Beetle. Интересно, что Audi 50, возможно, предоставила VW дополнительный уровень безопасности и функциональности, став прототипом для будущего Polo.

Итальянское вдохновение

Несмотря на то, что окончательный дизайн модели 50 был разработан в Германии (Giugiaro для Golf и Bertone для Audi), оба автомобиля несли в себе отпечаток итальянского стиля – той самой страсти к компактным и стильным машинам, которая тогда цвела во всей Европе. Mini, Autobianchi A112, Fiat 127 и Renault 5 – все они были яркими представителями этого тренда.

Ключом к успеху Audi 50 стал двигатель с поперечным расположением, позволивший инженерам создать автомобиль с просторным салоном при компактных габаритах всего в 3,5 метра в длину. Масса модели составляла лишь 685 кг, что делало ее настоящим «легковесом» на дороге.

Двигатель и динамика: больше чем кажется

Модель 50 предлагалась в двух вариантах: Audi 50 LS мощностью 50 л.с. и Audi 50 GL с 60-сильным агрегатом, оба оснащенные 1,1-литровыми двигателями. LS разгонялся до 142 км/ч, а GL – до 160 км/ч. LS довольствовался обычным бензином, в то время как более мощный вариант требовал премиум-топлива. В 1977 году появился новый 1,3-литровый двигатель, работавший на стандартном бензине.

Хартмут Варкус, автор дизайна Audi 80, придал модели 50 изящную форму, которая не стареет до сих пор. Однако пятидверный вариант так и не появился в линейке.

Дебют на Сардинии

Летом 1974 года Audi представила модель 50 международным СМИ на солнечной Сардинии, а уже 26 октября она появилась у дилеров. Цена Audi 50 LS составляла 8195 немецких марок, а GL – 8510 марок. Интересно, что эта «маленькая Audi» была спроектирована и разработана в Неккарзульме, затем доработана в Ингольштадтском техническом центре и собрана на заводе Volkswagen в Вольфсбурге.

К марту 1975 года с конвейера сошло ровно 43 002 автомобиля Audi 50, после чего началось серийное производство почти идентичного, но более простого VW Polo.

Встреча с легендой: тест-драйв

Audi 50, которую мы тестировали, выпускалась в 1977 году и была предоставлена классическим подразделением компании. Найти ее сегодня – задача не из легких, так как из-за низкокачественного металла и отсутствия антикоррозийной защиты выживших экземпляров в Германии насчитывается всего несколько десятков.

Габариты модели скромны: 3,5 метра в длину, 1,6 метра в ширину и 1,4 метра в высоту. Но благодаря колесной базе в 1,9 метров и поперечному расположению двигателя салон поражает просторностью даже для высоких пассажиров. Большие окна и узкие стойки крыши создают ощущение невероятной открытости.

Внимания заслуживают боковая накладка, плавно переходящая в заднюю часть, круговая принудительная вентиляция (которую легко принять за топливную горловину), и стильные задние фонари, напоминающие преемника Beetle – EA 266.

Объем багажника варьируется от 0,3 до 0,9 кубометров.

За рулем легенды

Салон – это чистый минимализм: несколько кнопок, мягкие сиденья (изношенные временем), прочный пластик и рычаг аварийки на рулевой колонке. Но есть один приятный бонус – счетчик оборотов, который тогда не был стандартным в версии LS.

1,1-литровый бензиновый двигатель с верхним распределительным валом четко сигнализирует о необходимости переключения четырехступенчатой коробки передач. В британской рекламной брошюре за август 1977 года говорилось: «Удовольствие от вождения этого компактного автомобиля заключается в его необычайно быстром ускорении».

На практике автомобиль уверенно держит газ и кажется быстрее, чем есть на самом деле, благодаря своей невероятной легкости. С 50 л.с. я без труда передвигаюсь по сельской местности, получая истинное удовольствие от вождения. «Можно управлять с уверенностью» – гласит брошюра, и это действительно так. Даже при своих 47 годах эта машина находится в лучшей форме, чем я в 46.

Краткая жизнь, но вечное наследие

Несмотря на успех, Audi 50 просуществовало всего четыре года. Причиной стала VW Polo, который внешне был его точной копией, но предлагался по более доступной цене и с меньшим уровнем оснащения. Автомобильный обозреватель Вернер Освальд считает, что виновата была сама Volkswagen Group, которая не обновляла модель, а дилеры предпочитали Polo.

Производство Audi 50, общим тиражом 180 828 экземпляров, завершилось летом 1978 года. Audi сфокусировалась на моделях среднего и премиум-классах, а VW Polo продолжил завоевывать рынок компактных автомобилей, став настоящей легендой.

Интересно, что Audi вернулась к сегменту компактных машин лишь в 1999 году с моделью A2. Но именно Audi 50 заложила фундамент для успеха Volkswagen в этом сегменте, продемонстрировав, что маленькие машины могут быть не только практичными, но и стильными и драйверскими.

Попередня статтяLamborghini Temerario: Шестиугольник как визитная карточка нового поколения
Наступна статтяВозвращение легенды: Ford Mustang 60 лет — в цвете Британи Блю!