Электрическая революция в Китае: Подробный отчет о рынке электромобилей за первое полугодие 2025 года

12

В 2025 году Китай вступил в новую эру автомобильной индустрии – эпоху электрического транспорта. Согласно последним данным, продажи легковых автомобилей в Китае за первое полугодие 2025 года достигли впечатляющей цифры – 10,89 миллиона единиц. Это на 10,7% больше, чем годом ранее, и этот бурный рост был во многом обусловлен стремительным развитием рынка новых энергетических автомобилей (NEV). Продажи NEV взлетели на 33%, достигнув 5,46 миллиона, в то время как продажи традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) заметно сократились на 5,2%, составив 5,43 миллиона. Эта картина, как яркая симфония, рисует будущее, где электромобили становятся не просто трендом, а неотъемлемой частью городского пейзажа.

Что такое NEV? Разбираемся в терминологии

В Китае термин “новый энергетический автомобиль” охватывает широкий спектр транспортных средств, включая электромобили на аккумуляторах (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и даже, хотя и в незначительных количествах, водородные автомобили (FCEV). Если представить себе электромобильную экосистему, то BEV – это сердце, полностью питаемое электричеством, а PHEV – это гибрид, сочетающий в себе электрическую тягу и запасной двигатель внутреннего сгорания для увеличения дальности.

Растущий доминион электромобилей: BEV обгоняют подключаемые гибриды

Интересно наблюдать, как меняется соотношение между BEV и PHEV на китайском рынке. В первом полугодии 2025 года наблюдался значительный рост продаж электромобилей на аккумуляторах, увеличившись на 37,6% и достигнув 3,33 миллиона единиц. Продажи подключаемых гибридов также росли, но более медленными темпами – на 26,5%, составив 2,13 миллиона единиц. Эта тенденция отразилась в долевом соотношении: доля BEV на рынке NEV выросла до 61%, а доля PHEV снизилась до 39%.

Электрификация дорог: NEV занимают лидирующие позиции

Влияние NEV на китайский автомобильный рынок становится все более заметным. Их доля в общем объеме продаж легковых автомобилей подскочила до 50,1%, увеличившись на целых 8,4 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это означает, что уже более чем половина новых автомобилей, продаваемых в Китае, – это электромобили или подключаемые гибриды. Доля автомобилей с ДВС, напротив, сократилась до 49,9%.

Экспорт NEV: Китай выходит на мировую арену

Впервые в истории Китай экспортировал более 1 миллиона NEV за первое полугодие. Экспорт достиг 1,06 миллиона единиц, что на 74,3% больше, чем годом ранее. Этот впечатляющий рост подтверждает глобальный интерес к китайским электромобилям. Зарубежные продажи составили 15% от общего объема продаж NEV в Китае, а лидерами экспортной активности стали Tesla и BYD. Интересно отметить, что экспорт PHEV растет быстрее, чем экспорт BEV, что, скорее всего, связано с нормативными факторами в европейских странах.

Энергия будущего: Доминирование литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP)

В аккумуляторах, питающих китайские электромобили, произошли значительные изменения. В первом полугодии 2025 года было установлено аккумуляторов общей емкостью 299,7 ГВт-ч, что на 47,3% больше, чем годом ранее. Особый рост продемонстрировали литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LFP), увеличившись на впечатляющие 73%. В то же время, потребление трехэлементных аккумуляторов NMC снизилось на 10,9%, что подтверждает переход к LFP. Эта тенденция началась еще во второй половине 2024 года и, похоже, означает окончательный триумф LFP как доминирующей технологии. В производстве электромобилей, изготовленных в Китае, доля LFP достигла 81,4%, в то время как доля NMC упала до 18,5%. Эпоха NMC, похоже, завершилась.

Лидеры аккумуляторной индустрии: CATL впереди, BYD следует за

Конкуренция за первенство в производстве аккумуляторов также стала более напряженной. CATL, как и прежде, занимает лидирующую позицию с долей рынка 44,3%. BYD, занимая второе место с долей в 21,8%, демонстрирует более медленные темпы роста. Третье место занимает CALB, а четвертое – Gotionhigh-tech, поддерживаемый Volkswagen. Борьба за лидерство в этой области обещает быть захватывающей.

Самые продаваемые электромобили: Новые чемпионы

На рынке электромобилей также происходят изменения. Geely Xingyuan, компактный хэтчбек, стал самым продаваемым автомобилем в Китае. Второе место досталось BYD Seagull, а третье – Tesla Model Y. Интересно отметить, что среди лидеров продаж электромобилей оказались и модели, появившиеся на рынке относительно недавно.

Дороги будущего: Электромобили на дорогах Китая

По состоянию на июнь 2025 года на дорогах Китая насчитывалось 359 миллионов автомобилей, из которых 36,9 миллиона – это NEV, или 10,3% от общего числа. При этом 69,2% NEV – это BEV. Это небольшое снижение доли BEV по сравнению с концом 2024 года (70,3%) может свидетельствовать о некоторой стабилизации рынка. На каждые 10 автомобилей на дорогах Китая приходится один электромобиль – важный фактор, указывающий на переход к новой эпохе автомобильной индустрии.

Заключение

Рынок электромобилей в Китае находится на перепутье. Стремительный рост продаж, доминирование литий-железо-фосфатных аккумуляторов, растущий экспорт и активная конкуренция между производителями – все это говорит о том, что Китай уверенно входит в новую эру электрического транспорта. Будущее за электромобилями, и Китай играет в нем ключевую роль.

Попередня статтяСекрети довголіття вашого автомобіля: як продовжити життя “залізного коня”
Наступна статтяРеволюція на колесах: Великобританія готується до ери самокерованого таксі